о танце живота

Это цитата сообщения Иринка_М-С Оригинальное сообщениеИгра на сагатах. Статья Александры Усановой.

Игра на сагатах или «как монопольно завладеть квартирой (домом).

 

Прошел примерно год с тех пор, как я начала осваивать новый музыкальный инструмент САГАТЫ 

Сагаты – четыре металлические тарелочки, которые одеваются на большие и средние пальцы обеих рук, при помощи резинки. 

Если честно, то я очень люблю процесс самостоятельного изучения, какого-либо, доселе неведомого мне предмета. А тут, такое дело, придумала я себе цель научиться играть на сагатах. Что же делать??? Спокойно, главное, не паниковать! 

Залезаем в Интернет и находим там сайт www.bellydance.ru  заходим в раздел «поучиться самому» и выуживаем оттуда статью про сагаты. В ней подробно описывается, какие сагаты нужно покупать. В этом смысле, с высоты прожитых месяцев, ответственно заявляю и подписываюсь под несколькими абзацами этой статьи: те, что с двумя прорезями, однозначно лучше, чем с одной дыркой. Правда, в наших магазинах мои ученицы умудрились разыскать сагаты с двумя дырками, они тоже хорошие. Во-первых, при большом желании, туда можно пропихнуть плоскую резинку «от трусов», а ненадежную шляпную круглую выкинуть куда подальше, во-вторых, одна моя ученица умудрилась эти дырки распилить, при помощи … мужа, так, что они превратились в щели, чего нам с вами, собственно и нужно! 

Купили сагаты (где купить, знает наш администратор Женя, звоните она подскажет адреса). Одеваем их на пальцы. Ой, болтаются!!??!! Надо срочно менять резинки!!! Купить следует широкую крепкую плоскую резинку. Помните свои детские трусы? Нужна именно такая, лишь она позволит надежно закрепить тарелочки на пальцах так, чтобы они не болтались, не крутились и чтобы пальцы не синели в первую же минуту.

Дальше, жмем в вышеупомянутой статье ссылку на статью про «базовые ритмы в арабской музыке».  Читаем!!! О боже, ничего не понятно!!! «Дуны», «Теки», «Текдунтеки» и… каки (см. наполненный «максум»). Что же мне пришлось пережить, чтобы хоть что-то понять и осмыслить. Ну, ничего, дорогу осилит идущий. И вот я, вооружившись диском с любимой музыкой, сижу у магнитофона, нажимаю кнопку и… о чудо! Нету там ни «Дунов», ни «Теков» ни «Текдунтеков»! Это гораздо позже я поняла, что в «попсе» бесполезно искать эти ритмы. В крайнем случае, там можно какой-нибудь еле различимый «максум» услышать, или навоображать себе его. Что же делать? Куда бежать? 

О, вот композиция с «табла соло» в простонародье «барабаны». Пятнадцать раз прослушав, я обнаружила, что там играют как минимум два барабана, один отбивает «максум», а другой солирует и играет как бы музыку, которая как раз и накладывается на базовый ритм. Иногда ритм пропадает и играет только солирующий барабан. 

Ура, что такое «максум», поняла, со временем даже начала слышать в музыке его вариацию под названием «саиди».

 А дальше?  Хоть убей, у меня в «барабанах» кроме «максума», почти ничего «путного» нету! И тут… Мне несказанно повезло, я обзавелась, путем мены, альбомом с классической восточной музыкой!

Товарищам «нулевичкам» просьба не беспокоиться пару-тройку месяцев. Это все равно, что Моцарта поклоннику ACDC  слушать. Для неподготовленного слуха звучит весьма занудно: «прадедушки» скрипки, «прабабушки» флейты, аккордеон, заунывный рожок mizmar, табла, собственно.  Зато вот они где все эти «Дуны», «Теки», «Тегдунтеки» и даже, не побоюсь этого слова, «каки».  4-5 ритмов сменяются за одну композицию. Вначале, чаще всего, идут мальфуф, айюб или феллахи (быстрый максум), те, что на два счета играются. Потом играются ритмы типа вахда кибир или масмуди кибир, те что растягиваются на 8 счетов, обязательно максум, особенно в форме саиди (народная часть), играемые на 4 счета, а под завязку, повторение того что было в начале композиции, то есть во вступлении («антре»).

Мне даже попалась композиция, которая включала в себя 7 различных ритмов, в том числе «карсиламу». Тут, процесс обучения, не скажу, чтобы пошел, потому что он просто «попёр».

 Теперь, попытаюсь поделиться с вами бесценным опытом.

 Представляю вашему вниманию табличку, в которой собран и систематизирован (я надеюсь) материал по базовым ритмам из вышеупомянутой статьи, и не только. Посмотрите табличку, перечитайте статью. Я попыталась: 

1.     Сгруппировать ритмы по размерам: на 4 счета, на 8 счетов, на 2 счета и попытаться найти аналогии среди этих групп для облегчения процесса запоминания, похожие ритмы находятся в таблице на одной строке.

2.     Свести все названия к единому знаменателю, например: балади, беледи, масмуди сагир – это все название одного и того же ритма.

3.     В сносках отразить варианты исполнения базовых ритмов. 

Смотри таблицу

Далее я намереваюсь тихой сапой подойти к вопросу исполнения этих ритмов на сагатах.

 Но, для начала, давайте разберемся, что же такое Дуны, Теки и каки.

Представили себе дарбуку (дамбуку), таблу или иной перкуссионный инструмент. Можно даже вспомнить свой детский барабан. Так вот,  удар всеми пальчиками ладошки одновременно по центру барабана это Дун (Дум, Dun, Dum, как вам больше угодно).  Точно также, но  по краешку барабана Так (Тек, Tek ,Tak ). Итак: базовый максум ударяем: Центр-Краешек__Краешек-Центр__Краешек__ .

На сагатах, если вы правша, то Дуны – ударяем правой, а Таки –левой. Получаем: Правой - Левой__ Левой-Правой__Левой__. Согласно этому правилу и применяйте сагаты ко всем ритмам, указанным в табличке.

Примечание: если в ритме,  играемом на 2 счета вместо Т стоит k, играем как Т,  поскольку в данном случае k  в этих ритмах даются для простоты произношения быстрого ритма.

Так вот, базовые ритмы – это те, что состоят из Дунов и Теков, с большими пробелами ___  в самом ритме, которые соответсвуют «и», сказанному про себя.

Теперь о, том, что такое ритм «наполненый». Наполнение – это пальчики, бегающие по барабану во всевозможных вариациях. Берем  любой базовый ритм 4/4 и вместо __  (паузы) играем tk или kk 

Таким образом, наполненный балади будет играться

D-D-tkT-D-tkT-tk

tk играется  правой-левой,

tkT – играется правой-левой-Правой

Получаем,

Правой – Правой – правой-левой-Правой – Правой - правой-левой-Правой – правой-левой

И вся эта красота укладывается на 4 счета

Помимо базовых с паузами и наполненных ритмов можно играть так называемый «галоп» (он же «триады»).

tkD – текаДун. Один текаДун играется на один счет правой-левой-Правой. 

Чтобы сыграть 1-2-3-4-

D-tkD-tkD-tkD-tk – это если с сильной доли начинаем играть, а если с затакта, то есть со счета «и»

-1-2-3-4

-tkD-tkD-tkD-tkD.

А можно, начитавшись по этому поводу в разных источниках использовать различные схемки игры на 4 счета.

Например:

 -tkD-tkD-tktktkD  очень мило звучит три удара, еще три, и семь (3-3-7)

 -tkD - tktkD- tkD   (3-5-3)

и тому подобное…

как играть, думаю, все уже поняли!!!

Что делать если вы Левша? Все то  же самое, только руки меняем местами))).

Ну вот, столько работы проделали, уфф! Теперь стучим уже все ритмы, а также галоп и тому подобное бегло, непринужденно, ударяя расслабленными пальцами с хорошо прилаженными к ним тарелочками. Классно получается!!!

Сейчас чего-нибудь сбацаем! Ой, как только попыталась пошевелить рукой или ногой, сразу сбилась на какую-то дребедень. Появилась кривая морщина на лбу! Такое ощущение, что я ничего не умею: ни играть на сагатах, ни танцевать! Крепитесь товарищи, нужно приличное количество времени, чтобы с такими «кирпичами» в руках зашевелиться. Предлагаю такую схему:

  • первый день ритмично ходим под музыку по кругу (квадрату, параллелипипеду), один шаг - один счет, отбивая «галоп», один счет – один «текаДун». Руки держим там, где удобно. Затем продолжаем идти, но уже немного пританцовываем (пружиним) на каждом шаге.
  • Второй день, повторяем то, что сделали в первый день, затем встаем неподвижно и поднимаем руки через стороны наверх  на 4  счета (4 «текаДуна»), скрещиваем их наверху в запястьях и опускаем вниз перед собой на 4 счета (4 «текаДуна»). Скрещиваем запястья внизу и поднимаем руки перед собой наверх, а затем через стороны опускаем вниз, играя на сагатах по тому же принципу. Теперь спрятали руки за… спиной и скрестили в запястьях, играем. Теперь попробуем какую-нибудь пластику рук. Например «змеевидные» ручки. 1-2 –правая рука волной вверх, а левая вниз 3-4 – поменять направления.
  • Третий день – повторяем два предыдущих, плюс пробуем пластику бедер: бочка на 1-2-3-4 или восьмерки бедрами (горизонтальные, вертикальные, смешанные).
  • Четвертый день – пробуем ключи.
  • Пятый день пробуем проходки.

Вот, собственно и все, приступаем к изучению танца!!! УР-Р-АААААААААААААА!!!

Если в процессе ваших тренировок никто из родственников не ушел из дома, хлопнув дверью, не попытался выгнать вас из дома, а соседи не колотили по батареям, то либо вы «халявили», или вам повезло с родственниками (они вас любят) и с соседями (они терпят ваши выходки).

 

Желаю Удачи))))

Автор: Александра Усанова!!!

Источник: http://x-promt.ru/index/sagaty-obuchenie-igre-na-sagatah